Sign up

Детское искусствоведение: дети о работах Шагала, Саврасова и не только

I like6 
Наш традиционный обзор еженедельной рубрики Артхива «Детское искусствоведение»: что ребенок думает о картине? Разные дети — разные мнения. Наряду с праздничной темой в этот раз не обошлось без провокаций…
Напоминаем, что каждую неделю на главной странице «Артхива» появляется небольшой рассказ о том, что думает один ребенок об одной картине. А потом мы собираем несколько комментариев, и представляем их в виде публикации.
Соня, 10 лет, разглядывала картину Хуана Батиста Мартинеса дель Масо «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
инфанты Маргариты в детстве».


— Как мне нравится этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
! — восхитилась Сонечка. — Вот в таком бы я наряде на праздник Нового года в школу пришла. Действительно, принцесса. И вот интересно, прямо как наш елочный дождик через все платье у нее проходит.
— Постой. Какой дождик?
— А вот этот желтенький.
— Нет, это лента специальная. Обозначающая титул.
— Пусть так. Но точно такой дождик можно подобрать. И вот знаешь, она ведь не очень красивая девочка — у нас в классе гораздо красивее есть. Но в этом платье так красиво смотрится! Величественно. Если бы мы ходили в таких нарядах, то никто не бегал бы по школе. С такой юбкой с первого раза и в дверь-то не пролезешь. Они, наверное, боком проходили? Вот, и все было бы так… так…
— Чинно, благородно? — вступила я.
— Да. Я эти слова искала!
— А как ты считаешь, инфанта на картине счастлива?
— Не знаю. Я больше смотрела на брошку и сережки. А еще у нее такая прическа интересная. И перстни на пальцах. Но… Ой. Наверное, нет. Кажется, что она хочет улыбнуться и старается улыбаться, но глаза не очень веселые. А, может, это инфантам так положено было? Не улыбаться и держаться вот именно так, чтобы все видели, что она — принцесса?
— Не без этого. А как долго ты смогла бы не бегать и не улыбаться? А ты согласилась бы выйти замуж за того, на кого тебе укажут? — и это я еще не стала расстраивать свою собеседницу тем, что запреты в жизни инфанты Маргариты были намного серьезнее. И вряд ли красивое платье того стоит.
— Не знаю, — покачала головой Соня. — Я ведь только на Новый год так хотела прийти. А так-то в джинсах гораздо удобнее.
Семилетний Рома рассуждает о пейзаже Алексея Саврасова «Зима».

— Красиво нарисовано, особенно елочка в снегу. И, когда смотришь, даже ощущаешь мороз. Но все равно, картина очень грустная.
— А почему?
— Вот этот домик маленький, кривой. С окошками такими совсем маленькими. Я был в Пирогово и заходил в такие старые хаты. Там очень мало места внутри. Нам даже рассказали, что поэтому была такая пословица: «семеро по лавкам». Это значит, что дети спали не на кроватях, а их на лавку у стены раскладывали. Я бы точно ночью с такой лавки падал бы. И здесь в домике хоть труба есть. А то я видел такие, в которых топили по-черному, нам рассказывали. То есть они еще и в дыму все время были. Вообще, очень неудобно раньше люди жили.
— А ты думаешь подобных домиков уже не осталось?
— Я надеюсь, что нет. Потому что тогда совсем грустно. Да, это очень грустная картина.
Девочка шести лет увидела картину Марка Шагала «Корова с зонтиком».

— Ой, ух ты!!! Какой миленький единорог! Это волшебный бык, у которого в крыльях цветы, а девочка — на хвосте. Она может превращаться в хвост. Ее просто заколдовали. Она должна на закате солнца сделаться собой и у нее сын родится.
— А еще что видишь на картине?
— Корова держит цветы, которые могут расколдовать.
— А кто это под коровой?
— Там злой волшебник, который превратился в привидение. А корова… бык… Если пройтись по нему три раза копытом, постучать, сказать волшебное заклинание, втолкнуть в волшебную гору, бросить цветы — он на них наступит и чары развеются!
— Скажи, а зачем корове зонтик?
— Это волшебный зонтик! Он вызывает дождь.
…Праздники заканчиваются — детям снова пора в школу. Артур, 11 лет, разглядывает известную картину Федора Решетникова.

— Грустная картина, — говорит пятиклассник, — особенно, если учесть, что в этом семестре у меня самого с математикой не очень. Правда, я не обвязываю свой рюкзак веревочками, а мой брат не катается по квартире на велосипеде. И сестры-отличницы у меня нет, которая вот так бы на меня смотрела, словно я совсем тупой. И у нее еще такое красное на шее…
— Это пионерский галстук. Картину Федор Решетников написал в 1952 году. Так что нарисованная девочка-отличница вполне годится тебе в бабушки.
— Моей бабушки тогда еще на свете не было. К тому же, меня бабушка тоже не ругает за то, что я не люблю математику. Вообще, мои родные считают, что не обязательно хорошо разбираться и получать высокие оценки сразу по всем предметам. Я не знаю, что хотел сказать художник этой картиной, но сейчас я бы сказал, что главное — не заставлять детей зубрить то, что им не дается, а лучше найти и развивать то, что у них хорошо получается. Так говорит моя мама.
— Но разве ты не считаешь, что при учебе все-таки нужно прилагать усилия?
— Да, наверное. Но у мальчика такой вид, что его очень-очень жалко. Может, он и прилагал все усилия, но у него просто не получилось?
— А тебе не кажется, что изображенный школьник, может, все-таки недостаточно усидчивый? Иначе почему у него портфель в таком ужасном состоянии?
— Так по картине видно, что семья живет очень-очень бедно. А еще у мальчика нет отца.
— Не обязательно. Что касается достатка, то на картине изображена не самая бедная семья того времени. Они в отдельной минимум двухкомнатной квартире живут. А что касается отца: смотри, часы на стене показывают 15:10. Возможно, отец просто на работе в это время.
— Ух, ты! Так внимательно я картину не рассматривал. Хорошо. Пусть вина мальчика в плохих оценках тоже есть, но я не согласен, что его нужно осуждать.
А вот и обещанный непростой разговор с 14-летним подростком о работе «Девочка на шаре» Пикассо.

— Мне кажется, что это уродливо. И мерзко. Диссонанс выдать за красоту. Задолбали на уроках: «Пабло Пикассо. Гений!». Он больной. И усиленно свою болезнь впихивал в массы, которые велись. А массы и на Гитлера велись.

— Постой. Тебе нравится Ван Гог. Он был «сертифицировано» больной.

— Я понимаю, о чем ты. У кого справка — тот и болен. Работы Ван Гога прекрасны, потому что гармоничны. Мне плевать, насколько он был болен с точки зрения медицины. Но в своих работах он явно показал стремление к прекрасному — к гармонии, к счастью. А Пикассо просто издевался. Ничего ни здорового, ни гармоничного в его картинах нет. «Голубь Мира» — это ли не глобальная издевка? В «Символ Мира» вписать крылатую крысу с помойки, которая разносит болезней даже больше, чем та же самая крыса, только без крыльев? Он не мог этого не знать. Он знал. И он сделал это.
Каждую неделю в Артхиве — новая публикация рубрики. Высказывания детей о картинах известных художников собираем под хештегом #детское_искусствоведение.
Картины детям показывали Елена Сироид, Светлана Лехтман.

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
I like6 
 Comments
To post comments log in or sign up.