Sign up

От ксилографии до шёлкографии. 10 техник эстампа

I like4 
Считается, что искусство создания печатных произведений возникло ещё в I веке нашей эры в Китае во времена династии Хань. С момента своего появления этот процесс повлиял на историю, социальное и культурное развитие человечества. Ниже мы расскажем о десяти наиболее широко используемых техниках печати.
Чтобы понять отпечатанное произведение искусства, важно знать, каким образом оно было создано. Ксилография
Древнейшая из техник – гравюра на дереве – стала одной из «великих сил, которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей «Истории ксилографии». Благодаря тиражированию, обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства, которые раньше могли себе позволить только короли и богачи.
Читать дальше
, офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
, литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
или шёлкография — каждая из этих техник имеет свои особенности, которые влияют на конечный вид работы. Общий принцип у них один — перенос изображения с матрицы на другую поверхность, чаще всего на бумагу или ткань. При этом стоит помнить, что отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
будет зеркальным отражением рисунка.

Матрица (пластина, шаблон, форма) может быть изготовлена из дерева, металла, стекла, камня, ткани, линолеума и так далее. Изображение наносится на плоскую поверхность с помощью инструментов или химикатов, а затем покрывается чернилами. Для получения ровного оттиска требуется контролируемое давление, и с этой задачей лучше всего справляются печатные станки или роликовые прессы. Но на заре печати матрицу, по-видимому, просто прижимали к бумаге рукой, не заботясь о равномерном распределении чернил.
Изображения, полученные с помощью различных техник печати. Фото: rgu.ac.uk

Ксилография
Древнейшая из техник – гравюра на дереве – стала одной из «великих сил, которые превратили Средневековье в современность», писал в 1883 году Джордж Вудберри в своей «Истории ксилографии». Благодаря тиражированию, обычные люди получили доступ к книгам и произведениям искусства, которые раньше могли себе позволить только короли и богачи.
Читать дальше
или гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на дереве

Древнейшая из техник — ксилография или гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на дереве — это создание рисунка на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов. На полученный рельеф наносят чернила, сверху кладут лист увлажнённой бумаги и прижимают прессом. Отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
оставляют выступающие фрагменты матрицы.

Самый известный пример виртуозного использования гравюр на дереве — серии «Апокалипсис» и «Жизнь Марии» Альбрехта Дюрера. Интересный факт: художник выиграл суд против венецианца Маркантонио Раймонди, который скопировал доски вплоть до авторской монограммы AD. Это первый в истории судебный иск о защите интеллектуальной собственности.
Цветные ксилографии (так называемые укиё-э или «плывущий мир») с середины XVII века печатали японские художники. Причём резчику приходилось создавать необходимое количество печатных форм для каждого отдельного цвета или тона. После этого матрицы поочерёдно прижимали к влажной рисовой бумаге.

Резцовая гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
на металле

Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо (ит. intagliare — вырезать, насекать, прорезать). В отличие от ксилографии, где отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, куда попадают чернила.
Клод Меллан. Плат Вероники (Спас Нерукотворный)

Клод Меллан, «Плат Вероники (Спас Нерукотворный)» (1649). Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Гравёр наносит рисунок на поверхность металлической пластины штихелем — стальным острым резцом, вставленным в круглую деревянную ручку. Толщина линий зависит от размеров резца, а глубина — от давления, которое оказывает на него мастер. Готовый рисунок покрывается чернилами, излишек которых удаляется. Пластину помещают в печатный пресс, сверху кладут влажный лист бумаги, покрывало из войлока (сукна или фетра) — и делают отпечаток.

Первый и самый длительный расцвет резцовой гравюры пришёлся примерно на 1470 — 1530 годы, благодаря Альбрехту Дюреру, Мартину Шонгауэру и Лукасу ван Лейдену. А одной из самых виртуозных резцовых гравюр в мире считается «Плат Вероники» (1649) француза Клода Меллана. Он вырезал портрет Христа одной, казалось бы, непрерывной спиральной линией, которая начинается с кончика носа Иисуса.

Травление (травлёный штрих или офорт)

Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) с технологической точки зрения противоположен резцу. Металлическая платина покрывается кислотостойким грунтом, в котором гравёр процарапывает рисунок стилусами (стальными иглами) разного диаметра, обнажая металл под ним. Эти открытые участки затем разъедаются кислотой, в которую погружают форму. В получившиеся углубления попадают чернила, которые затем пресс выдавливает на бумагу.

В отличие от штихеля, стилус легко процарапывает грунт, не требуя физических усилий от мастера. Офортист может прочерчивать как короткие штрихи, так и длинные изогнутые линии, исправлять или менять рисунок, создавать нюансы повторным травлением. Поэтому офорт
Первые известные травлёные доски датированы началом XVI века. Офорт (от фр. eau-forte, «крепкая вода» — азотная кислота) – основная техника в этом виде станковой графики глубокой печати, при которой изображение на поверхности металлической пластины протравливается кислотой. С технологической точки зрения офорт противоположен резцовой гравюре.
Читать дальше
подходит для изображения ландшафтов, жанровых сцен и неформальных портретов.

К этой технике часто прибегал Рембрандт. О том, насколько виртуозно он владел ею, рассказывает история гравюры «Мост Сикса» (1645). Художник и его друг Ян Сикс пошли на пикник. Но, будучи уже далеко от деревни, обнаружили, что забыли горшок горчицы, и отправили за ним слугу. Рембрандт побился об заклад, что сможет завершить травление до возвращения гонца — и выиграл.

Монотипия
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше

В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, монотипия даёт лишь одно изображение. Её изобрели независимо друг от друга итальянский художник Джованни Бенедетто Кастильоне и фламандец Антонис Салларт в начале — середине 1640-х годов. Но из-за того, что эта техника нетиражная, она не пользовалась популярностью.
Джованни Бенедетто Кастильоне. Голова бородатого жителя Востока

Джованни Бенедетто Кастильоне, «Голова бородатого жителя Востока» (1655)

Процесс создания монотипии довольно прост и зачастую не требует использования печатного станка, благодаря чему её предпочитают новички. Изображение на лист из гладкого неабсорбирующего материала (металла, пластика, оргстекла, грунтованного картона и т. п.) можно нанести масляными или любыми другими небыстро сохнущими красками. Когда рисунок готов, на него кладут лист бумаги и получают отпечаток, пропуская через пресс или просто прижав рукой.

Эту манеру активно пользовал на рубеже XVIII и XIX века английский художник и писатель Уильям Блейк. После него технику мало кто использовал, пока с ней не начали экспериментировать Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Гоген и Пауль Клее. В XX веке монотипию популяризировали Елизавета Кругликова и Марк Шагал.

Меццо-тинто
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше

Слово «меццо-тинто» (ещё одно название — «чёрная манера») в переводе с итальянского означает «полутона». В отличие от офорта, изображение здесь образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Мастер не создаёт углубления, а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски.
Валентайн Грин. Леди Элизабет Комптон (по картине Джошуа Рейнольдса)

Валентайн Грин, «Леди Элизабет Комптон (по картине Джошуа Рейнольдса)», 1781. Музей искусств Лос-Анджелеса

Художник сначала придаёт характерную шероховатость пластине с помощью качалки (гранильника) — широкого полукруглого Т-образного инструмента с ручкой. В полученных «заусенцах» удерживаются чернила — на этом этапе отпечаток с формы даёт поле насыщенного бархатисто-чёрного цвета. Затем, используя шабер (треугольное лезвие, закрепленное в рукоятке ножа) и гладилку (тупой инструмент с твёрдым и гладким закруглённым концом), гравёр сглаживает определённые участки доски. Нетронутые фрагменты на оттиске будут светлее, а полностью отполированные не удержат чернила и станут белыми.

Технику разработали во второй четверти XVII века в Амстердаме немецкий подполковник Людвиг фон Зиген и изгнанный богемский принц Руперт Пфальцский. Последний привёз этот метод в Англию, где он стал настолько популярен, что получил ещё одно название — «английская манера». С помощью меццо-тинто тиражировались известные полотна как действующих художников, так и мастеров прошлого.

Акватинта
Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше

Создание акватинты похоже на травление, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида печати.

Гравёр покрывает тщательно отполированную металлическую пластину зёрнами канифоли (или других огнеупорных смол) и помещает её над огнём. Между расплавленной смолой остаются просветы чистого металла, на которые воздействует кислота, куда после опускают пластину. Залакировывая те или иные области доски, а затем вновь опуская её в кислоту, мастер добивается большей глубины травления. После этого форму покрывают чернилами, кладут увлажнённую бумагу, одеяло из войлока, сукна или фетра, и пропускают под прессом, который выдавливает чернила с пластины на бумагу. В большинстве случаев мастер дополняет акватинту рисунком в технике сухой иглы или травлёного штриха.
Первым удовлетворительных результатов в экспериментах с акватинтой достиг французский печатник Жан Батист Лепренс в 1768 году. Однако её текстурные тонкости мало интересовали художников — за исключением Франсиско де Гойи, чьи гравюры в большинстве своём являются акватинтами. Его «Капричос» — самая известная серия, выполненная в этой манере.

Литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше

Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
снимался с рисунка на каменной — обычно известняковой — плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»).
Исаак Ильич Левитан. Въездные ворота Саввинского монастыря близ Звенигорода. Литографии в журнале "Россия" (М., 1884). Художественное приложение к № 30 (иллюстрация к статье Н.П. Бочарова "Подмосковная Швейцария" в № 28)

Исаак Левитан, «Въездные ворота Саввинского монастыря близ Звенигорода» (1884). Государственный литературный музей, Москва

Изображение на идеально отполированную поверхность наносится жирным литографическим карандашом или тушью на масляной основе. После этого форму последовательно обрабатывают порошкообразной канифолью, тальком, гуммиарабиком или его комбинация с некрепким раствором кислоты. Смола закрепляет жирный рисунок, а кислота смягчает открытые участки камня, которые будут поглощать воду, но отталкивать печатную краску. Плиту поливают водой, которая впитывается только на фрагментах, обработанных кислотой.
На увлажненный камень наносят печатную краску на основе олифы, пристающую к непротравленным частям. Отпечаток получают, пропустив камень, накрытый листом увлажнённой бумаги, через литографский станок.

Литографию широко практиковали многие художники — от Джованни Баттиста Пиранези до Маурица Корнелиса Эшера, от Эжена Делакруа до Валентина Серова. Известный французский художник и скульптор Оноре Домье провёл полгода в тюрьме Сент-Пелажи за литографию «Гаргантюа», в которой он высмеивал короля Луи-Филиппа.
За 200 с лишним лет эта техника мало изменилась, разве что вместо тяжёлых камней чаще используют алюминиевые или цинковые пластины.

Линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше

В линогравюре для создания оттисков используется линолеум. Хотя это напольное покрытие было изобретено в 1860-х годах, в печати его впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии.
Пабло Пикассо. Женщина в шляпе

Пабло Пикассо, «Женщина в шляпе» (1962). Частная коллекция

На лист линолеума толщиной 2,5 — 5 мм ножом или V-образной стамеской наносится рисунок. Матрицу покрывают краской, сверху кладут лист бумаги и прижимают прессом или вручную.

Цветные линогравюры можно печатать, вырезая отдельные формы для каждого цвета, как в ксилографии. Но можно использовать и один кусок линолеума, как сделал Пабло Пикассо, создавая «Женщину в шляпе» (19632): наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Благодаря простоте и дешёвым материалам этот метод широко используется в школах, чтобы познакомить детей с искусством эстампа. Поскольку линолеум относительно тонок и мягок, получить оттиск
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
на бумаге можно и без печатного станка, а вручную — например, прижав тыльной стороной деревянной ложки.

Коллаграфия
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше

Коллаграфия была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами. Печатная матрица представляет собой коллаж
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Коллаж (от фр. collage - наклеивание) – метод, применяемый в изобразительном искусстве и заключающийся в создании аппликации из различных фрагментов, разных по цвету и фактуре. Данным термином также обозначают работу, выполненную в этой технике. Первыми её привнесли в изобразительное искусство футуристы и кубисты, в частности, Пабло Пикассо и Жорж Брак. Они совмещали на холстах обрывки ткани, фотографий и обоев. Среди известных коллажистов - кинорежиссер Сергей Параджанов, который объединял фотографии, обрывки кружев, фарфор и высушенные растения.
Декораторский прием часто пробуют разнообразить живописными инструментами: кистью с краской или пером с тушью. Творческий жанр отличается пестротой и смелостью идей. Родственной техникой является ассамбляж, который подразумевает совмещение на одной поверхности разнообразных предметов и их частей. Большой популярностью сегодня пользуются фотоколлажи.
Читать дальше
(отсюда и название) и создаётся путём наклеивания на основу различных материалов — тканей, пластика, песка, проволоки, фольги, гофрированного картона, растений и так далее.
Чернилами можно покрыть только выступающие фрагменты, а можно закрасить всю пластину, после чего убрать излишки с рельефа, оставив краску только между объектами. Для получения оттиска можно прогнать матрицу и бумагу через печатный станок, а можно прижать рукой или подручными инструментами.

Разработку техники коллаграфии приписывают американскому гравёру и уважаемому преподавателю Глену Альпсу (1914 — 1996). Однако, хотя он и популяризировал этот вид искусства, а также придумал сам термин «коллаграфия», первичные формы коллажа применяли ещё художники в XIX и начале XX века.

Трафаретная печать (шёлкография)

В шёлкографии изображения и надписи создают чернила, прошедшие на печатную поверхность сквозь сетчатую форму. Её делают из тонкой ткани (традиционно — шёлка, теперь — из терилена), плотно натянутой и прикреплённой к металлической или деревянной раме. На поверхности создаётся трафарет — области, непроницаемые для печатной краски.

Наиболее распространённый современный метод подготовки формы — перенос рисунка с прозрачной или майларовой плёнки на фоточувствительную эмульсию. Сетку покрывают тонким слоем эмульсии, наносят рисунок, после чего помещают в экспозиционный модуль с ультрафиолетовым излучением. Фрагменты рисунка блокируют воздействие света на поверхность сетки, а эмульсия вокруг изображения затвердевает. Фотослой под рисунком остаётся мягким и смывается водой.
Подготовленную форму крепят к доске на столе для трафаретной печати, а по всей поверхности изображения наносят слой краски, которая равномерно проходит на печатную поверхность сквозь сетку в тех местах, где нет фотоэмульсии. Если художнику необходим многоцветный отпечаток
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
, описанный выше процесс повторяется с использованием отдельного трафарета для каждого цвета.

Трафаретная печать в узнаваемой форме появилась в Китае в эпоху империи Сун (конец X — начало XIII века), но в Западной Европе не получила широкого признания, пока шёлк не стал доступным материалом. Официальный патент на эту технику (screen-printing technique) получил в 1907 году англичанин Сэмюэл Саймон, который использовал её для печати обоев, а также нанесения рисунка на шёлковые и льняные ткани.
Популяризатором трафаретной печати как художественной техники считается художник Энди Уорхол. Его шёлкографии, включая диптих «Мэрилин» (1962) стали иконами поп-арта.
I like4 
 Comments
To post comments log in or sign up.