Sign up

Такой простор: о выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее

I like12 
Вольно или невольно Илья Ефимович Репин занял в истории русской живописи самое значимое, самое монументальное место. Кажется, что Репин хорошо известен и давно знаком. Именно его работы ассоциируются со школьными сочинениями, именно его взгляд на исторические события и отдельных личностей незаметно стал всеобщим — и волжские бурлаки, и Иван Грозный имеют в общественном сознании те лица, которые им подарил Репин. 16 марта в Третьяковской галерее на Крымской валу открылась выставка, призванная по-новому рассказать, что же еще скрывается за привычным образом этого всеобъемлющего художника.
Выставку Ильи Репина по праву можно назвать новомодным термином «выставка-блокбастер». Внушительное число участников и партнеров, количество экспонируемых работ, охваченный период творчества и разнообразие тем впечатляют и внушают уважение к той гигантской работе, которую провели кураторы и сотрудники музея.
Ажиотаж в прессе и среди любителей искусства, начавших скупать билеты задолго до официального открытия, позволяют надеяться, что Репин продолжит череду блестящих выставочных проектов, привлекающих не меньше зрителей, чем блокбастеры Marvel.

Цифры и факты

  • Почти 300 произведений собрано на выставке: около 170 живописных и 130 графических работ
  • В проекте поучаствовали 21 музей России, 7 зарубежных музеев (Финляндия, Чехия, Белоруссия) и 7 частных собраний
  • Последний раз выставка Репина подобного масштаба проходила в 1994 году
  • Выставка продлится небывалых 5 месяцев, а затем отправится на гастроли в парижский Пти-Пале и хельсинкский Атенеум
  • Во избежание многочасовых очередей билеты на выставку продаются только дистанционно, и на момент написания этой статьи они раскуплены на 3 недели вперед
  • Ретроспектива охватывает 50 лет творчества художника – с 1870-х по конец 1920-х годов
  • Выставка делится на 14 разделов: «Академия художеств. 1864–1872», «Пенсионер Академии в Европе. 1873–1876», «Крестный ход. 1877–1924», «Смех и танец. Энергия жизни», «Народническая серия. Вторая половина 1870-х — 1892», «Евангельские и житийные сюжеты. 1880–1890-е», «Портрет. 1870–1880-е», «Предчувствие революции. 1900–1910-е», «Лев Толстой. 1887–1909», «Портрет второй половины 1880-х — 1890-е», «Судьба творческой личности», «Пенаты. 1903–1918», «В эмиграции. 1920-е», а также исследовательский раздел, представляющий работу реставраторов, в частности, над поврежденным «Иваном Грозным, убивающим своего сына»
  • Некоторые вещи представлены впервые: например, «Крестный ход в дубовом лесу» из чешской галереи в Градец-Кралове
  • Организаторам удалось привезти монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» из Русского музея, которое в силу своих размеров (4 на 9 метров) лишь однажды покидало стены музея
  • После недавних инцидентов с картинами Репина и Куинджи на выставке выстроена серьезная система безопасности: увеличено количество охраны, работы из фондов самой Третьяковской галереи защищены специальным стеклом, а банк ВТБ снабдил все работы индивидуальной сигнализацией
Источник фото: Евгений Разумный, Ведомости

Искусство экспонирования

Кураторы ретроспективы Татьяна Юденкова и Нина Маркова построили экспозицию одновременно по хронологическому и тематическому принципу. Всеобъемлющее многообразие работ Репина, обилие тем, сюжетов, увлечений и интересов художника за практически полвека творческой жизни очень легко могли бы перерасти в пеструю многоголосицу, заглушающую, собственно, сам голос художника, путь его развития — магистральную идею выставки. Однако выставка логично «читается» — по порядку, глава за главой, открывая как важные вехи жизни художника, так и ключевые темы его живописи.
Источник фото: Евгений Разумный, Ведомости
Выставочная архитектура, созданная Евгением Ассом и Ольгой Аистовой, обрамляет и формирует экспозицию. Где-то монументальная и торжественная, где-то деликатная, почти незаметная, архитектурная концепция создает то самое ощущение книги, открывающейся глава за главой в анфиладе залов. Нейтральные сероватые стены акцентируют внимание на бушующей репинской яркости и подчеркивают то взрывную энергетику, то — тонкий психологизм и внимание мастера к своей модели.

Одновременно с этим архитекторы позволили себе и пару драматических (а для кого-то наверняка и ироничных) акцентов. Выставка открывается пустым прямоугольником на стене, символизирующим «Ивана Грозного, убивающего своего сына»: работа была повреждена вандалом и сейчас находится на реставрации.

Конечно, непростое состояние сохранности предмета и так не позволило бы транспортировку из главного здания музея на Крымский Вал, но акцентированное отсутствие работы не только на выставке, но и в целом, в экспозиции музея, открывает новые смыслы, часть из которых сформулировал сам Евгений Асс: «Она, мне кажется, у каждого русского человека запрятана в сознании. Её даже показывать не надо. <…> Третьяковской галерее не хотелось напоминать об этой действительно драматической истории с нападением. Но мне, кажется, удалось убедить, что это не будет связываться в сознании людей с травмой, а будет говорить о вмонтированности Репина в наше художественное сознание». И действительно — иногда пустота звучит громче, чем привычный трагический образ, а знакомая со школьных учебников работа становится заметнее, даже физически отсутствуя на выставке.
Подготовка «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года» к транспортировке
Источник фото: Петр Ковалев, ТАСС
Другой важной находкой Асса стало оформление «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года». Огромное полотно, практически 4 на 9 метров, словно специально помещено в небольшой зал, совсем не соответствующий его размерам. За этой кажущейся несогласованностью скрывается удивительный эффект — зритель не наблюдает за заседанием издали, а находится столь близко, что становится полноправным участником, погружается в происходящую сцену. Архитектурной рифмой стала и стена напротив полотна, покрашенная в тот же темно-красный цвет и оформленная белыми колоннами.
Источник фото: Евгений Разумный, Ведомости
Вдобавок зритель может подняться на этаж выше и увидеть все полотно глазами Репина, с высоты: «Вся картина написана немного сверху. Такое впечатление, что художник немного взлетел над горизонтом: видны затылки и перспектива этого зала» — поясняет Евгений Асс.
«Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие»

Возвращение в детство

Посетителей на выставке предсказуемо много. Однако система продажи билетов, позволяющая зайти только в определенное время строго определенному количеству людей, делает посещение вполне комфортным — безумного столпотворения нет. Молодая посетительница радостно отмечает, что фотографировать не разрешают, смотрители строго за этим следят — на Куинджи из-за «бесконечных фотосессий» самих работ зачастую не было видно. Кто-то, правда, иронично замечает, что «выносить у них картины можно, а фотографировать нельзя…»
У многих выставка вызывает противоречивые чувства — сказывается то самое школьное наследие. Родители, которые привели детей знакомиться с великим мастером, тяжко вздыхают, видя, что «Бурлаки на Волге» по-прежнему не вызывают интереса даже вживую. «Каникулы строгого режима» — шутят родители в соцсетях под фото невеселых детей на выставке. К счастью, тем, для кого сочинения по литературе уже в прошлом, встречи с давно знакомыми работами даже нравятся. Выставка Репина для них — словно встреча с полузабытым другом детства, а некоторые говорят, что «когда заходишь в зал, ощущение, что пришел к себе домой».
Особый интерес предсказуемо вызывает мастерство Репина-портретиста. Татьяна Юденкова, один из куратором выставки, отчасти объясняет этот феномен тем, что Репин «обращает внимание на лицо, и в каждом лице он дает отдельную характеристику. Начиная с „Бурлаков“, через „Крестный ход“, через „Госсовет“, через „Манифестацию“. И это его отличает от поколения художников более позднего времени, где толпа оказывается обезличенной».

На что стоит посмотреть

«Бурлаки», по меткому замечанию Корнея Чуковского, все так же «сверкают нарядными, необыкновенно „звонкими“ красками». Рядом с «Бурлаками» можно найти их более ранний вариант, эскизы и наброски, дающие представление о том пути, который прошел Репин-живописец, создавая одно из своих ключевых, программных произведений.
«Крестный ход в Курской губернии» соседствует с работой «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона». Последнюю художник писал более 45-ти лет, заканчивая уже в эмиграции, а потому очень тонко передал свои ощущения от произошедшей в России революции. Взрывная и мощная как по своему колористическому решению, так и по композиции, эта работа пережила немало переделок. «Крестный ход в Курской губернии» купил Третьяков, а над «Явленной иконой» Репин продолжал работать, и, хотя успел показать на 2 выставках, дважды переписал практически полностью — в 1914 и в 1924 годах, стерев весь красочный слой пемзой и написав заново перед продажей чешскому коллекционеру Томашу Магличу.
Портреты Репина могли бы составить отдельную выставку — галерея исторических личностей, семьи и друзей, заказчиков и просто случайных моделей дает удивительно полное, хоть и пестрое представление о жизни России конца XIX — начала ХХ века.
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Мусоргского — взъерошенного и красноносого — трогает своей теплотой и дружеской грустью. Модест Мусоргский умрет вскоре после того, как Репин закончит работу. Тонкий и психологичный, этот портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
, написанный всего за 4 сеанса, рассказывает о тяжести болезни, об угасании — и в то же время о несгибаемом характере, о блестящем таланте и о самой личности, сложной и противоречивой.
Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Льва Толстого становится одой величию и духовной монументальности писателя. Подчеркнутая простота черной одежды, светлый аскетичный фон, отрешенное выражение лица — кажется, портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
писателя может рассказать о нем едва ли не больше, чем прижизненные фотографии.
Наталья Нордман-Северова — вторая супруга художника. И хоть они и не были венчаны, влияние этой удивительной женщины на жизнь Репина сложно переоценить. Сумасбродная оригиналка, она обладала множеством талантов — писала книги, фотографировала, популяризировала вегетарианство как средство борьбы с голодом, боролась за сокращение рабочего дня прислуги в их с Репиным Пенатах… Не канонически красивая, но обладающая удивительной харизмой, эта женщина предстает на их совместном портрете такой, какой ее любил Илья Репин — зрелой женщиной с веселым взглядом, удивительной подругой великого мастера.
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» по праву является одним из главных хитов выставки. «Повешен „Совет“ великолепно. Освещен еще лучше. Глядеть издали — стереоскопичность полная. Все отношения фигур так угаданы, что не верится, что это на плоскости. Все кругом только ахают: восхищаются дивной характеристикой поз, лиц, выражений, могучей гармонией красок, титанической цельностью „общего“. Если долго смотреть, фигуры как будто движутся» — писал Корней Чуковский о «Совете» в 1925 году по случаю выставки Репина в Русском музее.
Удивительная работа, о которой говорят, будто это самое крупное произведение русское живописи, была довольно революционной для своего времени — на заседания госсовета Репин приносил с собой фотоаппарат, чтобы успеть все запечатлеть. Из-за болезни рук художнику приходилось работать над картиной со своими помощниками, Иваном Куликовым и Борисом Кустодиевым — и несмотря на это, на каждый из 60 портретов-набросков все равно приходилось не более 4 сеансов. Удивительное, гипнотизирующее впечатление, производимое «Советом», усиливается благодаря небольшой странности — некоторые герои сидят, другие ходят: Репин совместил на одном полотне и чтение рескрипта императором, и раздачу памятных медалей. Знатоки истории любят замечать, как написан портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Константина Победоносцева — зримая иллюстрация антипатии Репина к государственному деятелю.
«Повешен „Совет“ великолепно. Освещен еще лучше. Глядеть издали — стереоскопичность полная. Все отношения фигур так угаданы, что не верится, что это на плоскости. Все кругом только ахают: восхищаются дивной характеристикой поз, лиц, выражений, могучей гармонией красок, титанической цельностью „общего“. Если долго смотреть, фигуры как будто движутся»
Завершает выставку «Гопак. Танец запорожских казаков», над которым Репин работал с 1926 года до самой смерти. Эта работа хранится в частном собрании, куда она попала из Швеции, так что это уникальная возможность увидеть работу впервые. Бедный, больной и фактически забытый в эмиграции художник, Репин был вынужден писать «Гопак» на линолеуме (из-за отсутствия денег на холст) — и сейчас его рисунок проглядывает в некоторых местах. Несмотря на эти тяготы, Илья Ефимович все так же искал энергию и яркость жизни, впитанную в молодости, черпая вдохновение в воспоминаниях о веселом казачьем народе. Оттого и появляется невероятное буйство золотых и алых тонов, калейдоскопическая композиция, смешение людей, красок, земли и неба, грозящие выплеснуться в своем огненном веселье далеко за пределы рамы.
Репин интересовался всем и любил писать все — людей, природу, грусть и веселье, знакомых и незнакомых, исторические сюжеты и бытовые зарисовки. Известный с детства и все еще не до конца открытый и понятый, Репин универсален и уникален в своем таланте. Осмысление его наследия требует новых идеи и трактовок, одну из которых сейчас предлагает Третьяковская галерея. Но кажется, ключ к своему искусству Репин дал еще при жизни — на обвинения во «всеядности» и неразборчивости он всегда отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».
I like12 
 Comments  2
Pavel Dyatlov
, April 11 06:48 PM 0
Original   Auto-Translated
Хм, а почему Репина считают, чуть ли, не гением? Или, около его?!
Вздор! Обычный ремесленник, хороший, но ..к.
Соцреализм императорского времени. Для искусства запомнился одним, проходят в школе.
Проходят.
Evgeniya Khapalova
, April 11 07:09 PM 1
Original   Auto-Translated
Спасибо за интересную статью и думаю, что будет ролик о выставке. 👍👍👍👍
To post comments log in or sign up.